Уайлер, Уильям

Уайлер, Уильям
(Wyler, William)
   Американский режиссер, оператор, сценарист, продюсер, выходец из Европы. Родился I июня 1902 г. в Эльзасе, умер 28 июня 1981 г.
   Уайлер проработал в кино более полувека. С глубоким психологизмом он отразил в своих фильмах социально острые проблемы американского общества 30-х — 50-х годов, романтически одухотворенно воплотил на экране литературную классику, с проникновенно-горькой интонацией рассказал о второй мировой войне, с тонким юмором и лиризмом ставил мелодрамы и комедии, имеющие успех у зрителя и сегодня. На его произведениях учились лучшие режиссеры США и Европы, а теоретики кино, подобно А Базену, досконально анализировали новаторство его киноязыка.
   Путь мастера к славе был долгим и трудным. Его отец — коммерсант хотел сделать из сына экономиста и отдал его учиться в Высшую коммерческую школу в Лозанне. Но Уайлер, бесповоротно решивший посвятить себя кино, при поддержке своего родственника, президента кинофирмы "Юниверсл", бросил коммерцию и переселился из Европы в Америку. Сначала жил в Нью-Йорке, а в 1921 переехал в Голливуд. Перепробовав множество вспомогательных кинематографических профессий, он становится режиссером в небольшой фирме "Мустанг", где снимает двухчастевые, а затем пятичастевые вестерны. Раздобыв деньги у приехавшего в Голливуд брата, в 1928 г. ему удается поставить полнометражную комедию "Кто-нибудь из вас видел Келли?" — о француженке, разыскивающей американского солдата, в которого она влюблена. Лента, полная легкого юмора, с живым действием, имевшая успех как в США так и в Европе, убедила продюсеров в способностях и таланте режиссера. Теперь Уайлер обрел возможность снимать фильмы разных жанров с известными актерами, но без выбора сценария. И только в 1938 г. он получает наконец первую режиссерскую категорию и связанное с ней право выбора сценария. В этом же году Уайлер выпускает фильм "Адвокат" — экранизацию популярной пьесы Э. Раиса, шедшую на Бродвее, изобилующую правдивыми зарисовками повседневной жизни. Именно этот момент — достоверность среды определил для него выбор пьесы. Режиссер раздвинул замкнутую сценическую площадку, использовал динамично передвигающуюся камеру, воссоздав правдивый фон американского быта.
   Затем реалистическую и социально правдивую литературную основу он находит в творчестве Л. Хеллман и снимает фильм "Эти трое" (1936) по ее произведению "Час детей". Несмотря на голливудскую цензуру, против которой он боролся всю жизнь, оставргешую в сценарии лишь любовный треугольник, Уайлер мастерски создает на экране удушающий быт провинции, губительный для ее обитателей, погрязших в сплетнях и взаимной злобе. Но наиболее сильное социальное и психологическое звучание отличает другой — лучший фильм Уайлера по Хеллман — "Лисички" (1941), в котором помимо идейного напряжения, в полной мере выразились и важнейшие завоевания режиссера в области киноязыка. Здесь им широко исполь зовались глубинные мизансцены, придавшие театральной пьесе кинематографическую динамику и выразительность. Совместно со своим единомышленником, талантливым оператором Г. Толендом в фильме была блестяще разработана пластика кадра, что помогло ярко выразить глубину взаимоотношений персонажей. В "Лисичках", как впрочем и в других фильмах, Уайлер проявил себя непревзойденным "актерским" режиссером, создав вместе с Бэтт Дэвис одну из интереснейших ролей актрисы — образ Реджины, алчной женщины, ради богатства убивающей своего мужа. Социальной проблематике посвящены многие его картины, созданные в разные годы. Это и фильм "Тупик" (1937) по сценарию Хеллман, написанный ею по пьесе С. Кингсли, и "Керри" (1952) по роману Т. Драйзера "Сестра Керри" (1952). и "Час детей" (1962) по Хеллман и "Освобождение" Л.Б. Джонса (1970) по роману Д.-Х. Форда и др.
   Наряду с интересом к общественной тематике, Уайлер успешно работал над инсценировкой литературной классики, создав образы романтических, чуждых расчета и корысти, героев. Работая с Толендом, он снимает "Иезавель" (1938) по пьесе О. Дэвиса, младшего, "Грозовой перевал" (1939) по роману Э. Бронте, "Наследница" (1949) по роману Г. Джеймса "Вашингтон сквер". В фильме "Иезавель" на многоплановую и психологически сложную роль была приглашена Бэтт Дэвис, получившая за нее "Оскара". Ее пылкая и страстная героиня, наказывающая себя за гордыню, с жертвенным благородством следует за смертельно больным возлюбленным, пытаясь облегчить его страдания.
   "Грозовой перевал" — бунтарское и одновременно трагедийное произведение во многом своим успехом так же обязано актерской игре. Лоуренс Оливье, не без колебаний давший согласие на участие в фильме — стал центром произведения. Уайлер помог замечательному театральному актеру, которому были подвластны романтическая страстность и философская мысль, стать киногероем. Драматизм фильма был усилен изобразительной стороной. Чувства героев находились в органической связи с дикими пейзажами, мрачными замками, бушующей стихией. Оливье стал любимцем публики и Уайлер, уже много лет спустя, пригласил его на роль Герствуда в фильме "Керри", которую Лоуренс сыграл в эволюции — от точки взлета его судьбы до полного падения.
   Несмотря на то, что большая часть фильмов Уайлера имела зрительский.успех, особенно прославил его показ войны и ее последствий, Уже первая лента — "Миссис Минивер" (1942) — о летчике, сбитом над Англией и попавшем в дом простой английской женщины, оказалась самой доходной картиной 1942 года. Уайлер был признан лучшим режиссером этого года и получил "Оскара", который приняла его жена, так как он находился на фронте, откуда вернулся лишь в 1945-м. Сам же он к этому фильму был настроен критически и считал, что во многом дал облегченное представление о войне. Исправиться ему удалось в следующей картине, ставшей шедевром американского кино — "Лучшие годы нашей жизни" (1946). В ней Уайлера интересовала правда и только правда. Он выделил два четких и тесно связанных конфликта, в которые вступают трое вернувшихся с войны мужчин: между человеком и обществом и — семейно-личный. Эл (Фредерик Марч), Гомер (Гарольд Рассел) и Фред (Дана Эндрюс), вернувшись домой остро почувствовали, что лучшие качества, которые помогли им выжить на фронте, в послевоенной Америке остались невостребованными. Поэтому страшные годы войны для бывших солдат оказались лучшими в их жизни. Атмосфера фильма была предельно достоверной. Декорации городка Буна явились копией среднезападного американского города, так же как и дома, обстановка квартир, одежда героев, специально купленная в обычном универмаге. В фильме много натуры, особенно удачной находкой стало кладбище самолетов, которое Уайлер увидел в Онтарио. Естественность действия возникала в картине за счет использования глубинных мизансцен, плавного перехода одного эпизода в другой, сокращения числа планов, многие художественные проблемы решались прямо на съемочной площадке. Простота изобразительной формы, упор на психологическую точность актерского исполнения приобрели в этой ленте законченность и совершенство. Фильм получил "Оскара" и множество других наград, прошел по экранам мира, пользовался огромным зрительским успехом.
   В период маккартизма и в последующие годы Уайлер отходит от общественных тем и предпочитает работать в коммерческих жанрах. Особенным успехом пользовались и пользуются по сей день его лирические современные "сказки" о Золушках, созданные о огромным художественным вкусом, юмором и добротой — "Римские каникулы" (1953) и "Смешная девчонка" (1968), Первая — об истории любви наследницы престола и простого американского журналиста. В этой, снятой целиком на натуре, на улицах Рима, картине Уайлер "открыл" талант обаятельной, полной лиризма и прелести юности Одри Хепберн, сыгравшей роль принцессы Анны и получившей за нее "Оскара". Во второй — экранизации бродвейского музыкального спектакля, с не меньшим успехом впервые на экране выступила другая "зажженная" им звезда Барбра Стрейзанд, воссоздавшая историю знаменитой актрисы мюзик-холла Фанни Брайс.
   Начавший работать на заре звукового кино, Уайлер был обаятельным и скромным человеком и никогда громко не заявлял о своих достижениях в области режиссуры, тогда как на самом деле его фильмы, такие как "Лисички" или "Лучшие годы нашей жизни", стали классикой режиссерского мастерства. Когда же его упрекали, особенно в последние годы, в отсутствии единого стиля он отвечал: "Я думаю, что стиль фильма определяет сюжет".
   Первой женой Уайлера была актриса Маргарет Салливан. Супружество оказалось неудачным, прожив вместе два года они развелись. В 1938 году он женился на актрисе и журналистке Маргарет Таллишет, она отказалась от собственной карьеры и родила пятерых детей.
   Т. Царапкина
   Фильмография:
   ◘ "Кто-нибудь из вас видел Келли?" (Anybody Here Seen Kelly?), 1928;
   ◘ "Вымогательство" (TheShakedown); "Любовная ловушка" (The Love Trap) , 1929;
   ◘ "Герои ада" (Hell's Heroes), "Буря" (The Storm), 1930;
   ◘ "Разделенный очаг" (A House Divided), 1931;
   ◘ Том Браун из Калвера" (Tom Brown ol Culver), 1932;
   ◘ "Ее первая любовь" (Her First Mate); "Адвокат" (Counsellor at Law), 1933;
   ◘ "Очарование" (Glamour), 1934;
   ◘ "Добрая фея" (The Good Fairy), "Веселый обман" (The Gay Deception), 1935;
   ◘ "Эти трое" (These Three); "Додозорт" (Dodsworth), "Придите и возьмите" (Come and Get it), 1936;
   ◘ Тупик" (Dead End), 1937;
   ◘ "Иезавель" (Jezebel), 1938;
   ◘ "Грозовой перевал" (Wuthering Heights), 1939;
   ◘ "Человек с Запада" (The Westerner), "Письмо" (The Letter), 1940;
   ◘ "Лисички" (The Little Foxes), 1941;
   ◘ "Миссис Минивер" (Mrs. Miniver), 1942;
   ◘ д/ф "Мемфисская красотка" (Memphis Belle), 1944;
   ◘ "Лучшие годы нашей жизни" (The Best Years of our Lives), 1946, д/ф "Сандерболт" (Thunderbolt), 1947;
   ◘ "Наследница" (The Heiress). 1949;
   ◘ "Детективная история" (Detective Story), 1951;
   ◘ "Керри" (Carrie), 1952;
   ◘ "Римские каникулы" (Roman Holiday), 1953;
   ◘ "Часы отчаяния" (The Desperate Hours), 1955;
   ◘ "Дружеское увещевание" (Friendly Persuasion), 1956;
   ◘ "Большой край" (The Big Country) 1958;
   ◘ "Бен-Гур" (Ben-Hur), 1959;
   ◘ "Час детей" (The Children's Hour), 1962;
   ◘ "Коллекционер" (The Collector), 1965;
   ◘ "Как украсть миллион" (How to Steal a Million), 1966;
   ◘ "Смешная девчонка" (Funny Girl), 1968;
   ◘ "Освобождение Л.Б Джонса" (The Liberation of L.B.Jones), 1970.
   Библиография: Колодяжная В. Уильям Уойлер. М. 1975; Базен А. Уильям Уайлер, янсенист мизансцены, в его книге "Что такое кино?" пер. с франц. М. 1972; Madsen А. William Wyler. The Authorized Biography, N.Y. 1973.

Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. . 2002.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Уайлер, Уильям" в других словарях:

  • Уайлер, Уильям — У этого термина существуют и другие значения, см. Уайлер, Уильям (значения). Уильям Уайлер William Wyler …   Википедия

  • Уайлер Уильям — О 19 м вице президенте США см. Уайлер, Уильям (политик). Уильям Уайлер William Wyler Имя при рождении: Willi Weiller Дата рождения …   Википедия

  • Уайлер Уильям — (Wyler) (1902 1981), американский кинорежиссёр. В 30 х гг. выдвинулся в ряды крупнейших режиссёров США, поставив фильмы, в которых критически изображалась современная действительность: «Тупик» (1937), «Иезавель» (1938), «Лисички» (1941), «Лучшие… …   Энциклопедический словарь

  • Уайлер Уильям — Уайлер (Wyler) Уильям (р. 1.7.1902, Мюлуз, Франция), американский кинорежиссёр. Учился в высшем коммерческом училище в Лозанне и в Парижской консерватории. В 1921 начал работать в Голливуде. Первые самостоятельные постановки в конце 20 х гг. Во 2 …   Большая советская энциклопедия

  • УАЙЛЕР Уильям — УАЙЛЕР (Wyler) Уильям (01. 07. 1902 28. 07. 1981), американский режиссер. Родился в Эльзасе в семье швейцарского торговца галантереей, учился в Высшей коммерческой школе в Лозанне, затем в Парижской консерватории по классу скрипки, Встретившись с …   Энциклопедия кино

  • Уайлер, Уильям (режиссёр) — О 19 м вице президенте США см. Уайлер, Уильям (политик). Уильям Уайлер William Wyler Имя при рождении: Willi Weiller Дата рождения …   Википедия

  • Уайлер, Уильям (режиссер) — О 19 м вице президенте США см. Уайлер, Уильям (политик). Уильям Уайлер William Wyler Имя при рождении: Willi Weiller Дата рождения …   Википедия

  • Уайлер, Уильям (значения) — В истории США известны несколько Уильямов Уайлеров: Уайлер, Уильям (режиссёр)  американский режиссёр (1902 1981), обладатель 3 «Оскаров» за лучшую режиссуру, снявший фильмы «Римские каникулы» (1953) и «Бен Гур» (1959). Уайлер, Уильям… …   Википедия

  • УАЙЛЕР Уильям — • УА ЙЛЕР (Wyler) Уильям (1.7.1902 28.7.1981)    амер. режиссёр. Род. в Эльзасе. Учился в Высш. коммерч. школе в Лозанне, затем в Парижской консерватории. С 1920 в Голливуде. В 1925 дебютировал постановкой вестерна Плут Бастер . Сняв более 20 к/м …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Уайлер, Уильям — У. Уайлер. Кадр из фильма Бен Гур . УАЙЛЕР (Wyler) Уильям (1902 1981), американский кинорежиссер. Получил известность благодаря фильмам, критически изображающим американскую действительность: “Иезавель” (1938), “Лисички” (1941), “Лучшие годы… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»